Защита и легкость. Спросите любого мотоциклиста, что для него важно при покупке нового гоночного шлема. Скорее всего, они ответят, что важны защита и легкость - именно поэтому на протяжении последних 50 лет производители шлемов концентрируют свои усилия на этих двух характеристиках.
В начале 1970-х годов Джакомо Агостини впервые испытал полнолицевой шлем на очень быстрой бельгийской трассе Спа. Легенда гласит, что на первом круге в новом шлеме, когда он выехал из приземистой позиции на скорости 250 км/ч, чтобы резко затормозить перед поворотом, шингуард и визор начали давить на лицо, да так сильно, что Аго пришлось вернуться в питстоп и заявить, что он больше никогда не будет носить полнолицевой шлем во время гонок. К счастью для него и для нас, Аго изменил свое мнение и в сотрудничестве с AGV разработал шлем X3000 - удобный и стабильный на высоких скоростях. В конце концов, сегодня никто даже не мечтает участвовать в гонках в шлеме с открытым лицом или "миской для пудинга", даже на самых маленьких мотоциклах.
Защита и легкость - важные факторы при выборе мотоциклетного шлема, но не единственные. В последнее десятилетие, по мере того как этот вид спорта становился все более профессиональным, а гонщики совершали все более экстремальные подвиги на всех типах мотоциклов, производители старались максимально уменьшить размеры и сосредоточиться на деталях, которые еще недавно не считались столь важными, например, на аэродинамике шлемов.
Поэтому современный гоночный шлем должен защищать от ударов, не утяжелять голову и шею гонщика и отлично рассекать воздух. Он должен сохранять устойчивость на лице гонщика, когда тот выходит из виража на высокой скорости. Этого не было в шлеме Аго, который стал еще более неустойчивым на голове из-за своей неправильной формы внутренней части, хотя стало очевидно, что ключевым фактором на таких скоростях была способность рассекать воздух. В конце концов, чем меньше шлем рассекает воздух, тем менее он аэродинамичен, и тем сильнее проявляется тот нежелательный эффект, с которым столкнулся первый шлем Агостини в тот день в Спа.
Вес мотоциклетного шлема - статический и динамический
Говоря о легкости, лучше всего пояснить разницу между статическим и динамическим весом. Статический вес можно легко измерить с помощью обычных весов или проверить, просто взяв шлем в магазине. Динамический вес, с другой стороны, в большей степени, чем статический, зависит от адекватных аэродинамических расчетов, выполненных на этапе проектирования, и, следовательно, от поведения тела при погружении в соответствующую жидкость - воздух.
Таким образом, динамический вес и аэродинамические характеристики коррелируют, и на них влияет силуэт шлема и то, как он рассекает воздух. Цель AGV - получить продукт с нейтральным динамическим весом, который при требуемой скорости (скорости сильно различаются в разных сегментах) не будет давить на голову гонщика или тянуть ее вверх.
Первый прототип AGV Pista GP, протестированный Валентино Росси
Подъемная и прижимная сила - не только в Формуле 1
Любое тело, погруженное в жидкость, подвержено ее силовому воздействию. Если рассматривать воздушный поток, то их можно разделить на подъемную силу и силу сопротивления. Подъемная сила - это сила, которая заставляет самолеты летать, или, говоря простым языком, это сила, которая во время движения толкает тело вверх. Если бы крылья были перевернуты, подъемная сила превратилась бы в ее альтер-эго, прижимную силу, которая действует противоположным образом и стремится удержать объект прижатым к земле. Именно это, например, пытаются оптимизировать производители гоночных автомобилей с 1970-х годов, добавляя различные аэродинамические примочки к машинам, а с недавних пор и к мотоциклам MotoGP™.
Драг, однако, как следует из самого термина, - это сила, противодействующая движению, и именно она прижимала шлем Аго к лицу. Сила сопротивления, в отличие от подъемной/опускающей силы, всегда действует в направлении, противоположном движению, и это враг гонщиков номер один, поскольку она замедляет их.
Вот простой пример, который может помочь вам лучше понять: Когда вы сидите в машине, высуньте руку из окна - на скорости около 40 км/ч вы уже начнете ощущать силу, которую оказывает на нее воздух, и сможете увидеть, как она меняется в зависимости от положения руки. В определенном положении рука будет толкаться вниз, а в противоположном - вверх, и в обоих случаях вы почувствуете определенное сопротивление направлению движения.
AGV Pista GP в аэродинамической трубе
Из-за динамики воздушных потоков вокруг головы гонщика гладкий шлем без придатков рано или поздно начнет приподниматься. Чем быстрее движется воздух, тем ниже давление над и за шлемом, а значит, тем более неустойчивым он будет. Некоторые модели особенно страдают от этого, поскольку это начинает происходить уже на скорости 100 км/ч. На мотоцикле с хорошей аэродинамической защитой это явление ощущается меньше.
При езде на мотоцикле MotoGP™, а значит, при езде в самых сложных условиях как для компонентов мотоцикла, так и для всей защитной экипировки, сама экипировка не должна мешать, замедлять или затруднять движения гонщика. Фактически, одежда гонщика должна быть в какой-то степени "нейтральной" и иметь абсолютно естественную посадку, чтобы владелец не чувствовал никаких ограничений. Именно поэтому нам необходимо максимально избежать или сдержать вышеописанный эффект подъема шлема, и для этого мы используем технологию, сравнимую с той, что применяется в спортивных и гоночных автомобилях: Мы спроектировали и разработали спойлер и установили его на шлем. В гоночных шлемах, как и в автомобилях, основное внимание уделяется прижимной силе или, точнее, максимальному ограничению подъемной силы.
AGV Pista GP RR - создан, чтобы доминировать в воздухе
В 2012 году результатом этих исследований стала модель AGV Pista GP. Это был поворотный момент, первый современный шлем, созданный в результате испытаний в аэродинамической трубе. Теперь, спустя годы, Pista GP достиг своей третьей эволюции и был переименован в Pista GP RR - самый передовой мотоциклетный шлем из когда-либо разработанных, такой же, какой носят профессиональные гонщики MotoGP™. Таким образом, Pista GP RR - это последняя эволюция гоночного шлема AGV, а также лучшее воплощение важности аэродинамики.
AGV Pista GP RR Гоночный шлем из 100% углеродного волокна, используемый гонщиками MotoGP™
AGV Pista GP RR
Благодаря особой форме корпуса и добавлению заднего спойлера, который в текущей версии называется Pro Spoiler, нам удалось значительно ограничить подъемный эффект, достигнув значения всего 1,6 кг при скорости 160 км/ч - примерной средней скорости на большинстве трасс чемпионата мира. Другими словами, на этой скорости воздух оказывает на шлем давление, примерно равное его весу (1 450 г), так что эти два веса уравновешивают друг друга, и в итоге Pista GP RR имеет нейтральный вес на голове гонщика.
Но самым важным аспектом является общая форма шлема, которая облегчает "остановку" воздушных потоков под самим шлемом, а также минимизирует сопротивление, которое благодаря уникальной клиновидной конструкции шингарда достигает всего 4 кг - при скорости 160 км/ч - а также минимизирует колебания, возникающие из-за турбулентности. Последнее явление, называемое вихревым осыпанием, особенно раздражает при резком торможении, когда гонщик приподнимается над рамой и шлем полностью погружается в воздух. В этой ситуации как форма шингарда Pista GP RR, так и спойлер минимизируют давление шлема на лицо гонщика и колебания, возникающие при осыпании вихрей, что значительно облегчает задачу гонщика, который получает лучшую устойчивость головы и более широкое поле зрения. В результате это также повышает комфорт, концентрацию внимания и производительность, поскольку гонщики могут гораздо лучше сосредоточиться на внешнем окружении, как в целом, так и при приближении к повороту.
Комплексная защита и преимущества
Исследование в аэродинамической трубе полезно не только для шлемов и повышения комфорта гонщика за счет ограничения неустойчивости. Оптимальная интеграция всех компонентов одежды мотоциклиста также приводит к преимуществам в плане чисто технических характеристик, в частности максимальной скорости, особенно на мотоциклах малого и среднего размера.
Эскиз Pista GP
В этом отношении сочетание костюма и шлема, а особенно профиль, создаваемый формой шлема с горбом на спине, имеет решающее значение. Ряд инструментальных измерений показал, что сочетание гоночного шлема AGV Pista GP RR с костюмом Dainese Mugello RR D-air®, разработанным для совместного ношения и максимизации аэродинамической эффективности, позволяет гонщикам достигать более высоких максимальных скоростей по сравнению с теми, которые достигаются при использовании шлемов и костюмов других производителей, разница составляет несколько км/ч.
Это преимущество, которое потенциально может иметь большое значение при езде на небольших мотоциклах, особенно в Moto3, где мощность ограничена, а максимальная скорость не так высока, как в MotoGP™ (где в 2023 году она достигла 370 км/ч). Мотоциклы Moto3 - с одноцилиндровыми двигателями объемом 250 куб. см и мощностью около 60 лошадиных сил - развивают скорость от 240 до 250 км/ч, так что каждая деталь приобретает особое значение.
Для Dainese парный костюм и шлем - лишь одно из доступных решений. Самые инновационные комбинации также включают в себя интеграцию костюма и ботинок IN, разработанных для установки внутри костюма. Здесь технология Dainese, применяемая в ботинках, которые могут помещаться внутрь костюма, также дает преимущества с точки зрения аэродинамики, создавая общую обтекаемую форму с чистой поверхностью и полным отсутствием придатков, превосходящую традиционные внешние ботинки.
Технологическое наполнение защитной одежды гонщиков развивается параллельно с увеличением мощности гоночных мотоциклов. Это навязчивый поиск совершенства, который подразумевает использование сложных материалов, поиск новых решений во всех областях - от эргономики до защиты в строгом смысле слова - и кропотливое внимание к каждой детали, от головы до ног.
Только так можно обеспечить гонщиков и энтузиастов самым современным оборудованием, которое позволит им выкладываться по полной без каких-либо ограничений даже в таких экстремальных ситуациях, как гонки на трассе чемпионата мира на максимальной скорости.